* Что такое показатель отказов?
Для введения в суть вопроса нужно представлять себе что такое показатель отказов на сайте. Начнём с того, что такое отказ: В большинстве случаев отказом считается посещение сайта, в ходе которого посетитель просмотрел не более одной страницы сайта.
Показатель отказов – это процент посещений сайта, в ходе которых было просмотрено не более одной страницы. К примеру, на ваш сайт зашло 100 посетителей за месяц. 50 из них просмотрели только одну страницу и закрыли сайт, остальные 50 посетителей просмотрели более одной страницы. В этом случае показатель отказов будет равен 50%. Подобные данные отслеживаются счётчиками статистики (Яндекс Метрика, Google Analytics и т.д.).
* Какой процент отказов считается нормальным?
Нормального процента отказов не существует. Применительно к разным сайтам и страницам нормальный показатель отказов может быть и 20%, и 80%.
Пример – человек зашёл на страницу, нашёл на ней ответ на свой вопрос и покинул ресурс. Это отказ? Да. Это плохо? Нет, это хорошо и ПС это учитывают. Значит, страница даёт полный ответ на запрос и полностью ему релевантна, её нужно ранжировать высоко.
Другой пример – посетитель попал на страницу сайта, где не отыскал нужной ему информации, стал листать сайт дальше, но так ничего и не нашёл, после чего покинул ресурс и снова воспользовался поиском. Это отказ? Конечно нет. Это даёт какой-нибудь плюс сайту? Тоже нет, по крайней мере по данному запросу точно, скорее минус.
Поисковые системы по множеству параметров научились определять полезность той или иной страницы. Среди этих параметров своё место занимают и поведенческие факторы (ПФ), но в отрыве от всего остального они мало что значат. Да и рассчитаются они не так однозначно, как многие привыкли думать. Снижение показателя отказов и увеличение времени, проведённого пользователями на сайте, сами по себе никогда не подымут сайт в выдаче.
* Основные причины высокого показателя отказов
- Внешний вид сайта.
Если внешний вид страницы по каким-то параметрам не оправдал ожидания посетителя или попросту не вызвал у него доверия — вероятность отказа велика. Конкретной причиной может быть неаккуратный дизайн, мешающие просмотру всякого рода всплывающие окна, либо другие негативные элементы. - Непродуманная навигация.
На некоторых сайтах после захода начинаешь судорожно соображать – а где же здесь меню и как мне найти нужный материал? Если пользователь так и не нашёл ответа на эти вопросы, ему ничего не остаётся, кроме как закрыть страницу. Сайт должен иметь простую и понятную навигацию, расположенную в пределах прямой видимости. - Нецелевой трафик.
Если к вам попадают люди, которые ищут совсем не то, что вы им предлагаете на страницах сайта – они моментально закрывают ресурс. О том, как выявить нецелевые запросы и другие источники нецелевого трафика с помощью Google Analytics поговорим ниже. - Качество контента.
Низкокачественный контент способен отпугнуть кого угодно. Если вы видите текст, написанный человеком, не разбирающимся в теме, и содержащий массу ошибок – вашу реакцию предугадать не составит большого труда. В этой связи не стоит забывать про оптимизацию контента и по возможности избегать наполнения сайта дешёвыми статями с текстовых бирж.
Чтобы уменьшить показатель отказов, надо обратить внимание на параметры сайта, описанные выше и, по-возможности, исправить недочёты и упущения. Однако это далеко не все причины высокого показателя отказов. К таковым ещё относятся: большое время загрузки сайта, присутствие вирусов на сайте и т.д.
* Показатель отказов в Яндекс Метрике и как его уменьшить
Чтобы более точно определять показатель отказов, специалисты Яндекса ввели в код счётчика Яндекс Метрики параметр «Точный показатель отказов». По умолчанию он не включен, его нужно включить вручную. Использование этого параметра создаёт правило, по которому отказом считается только то посещение, в ходе которого было просмотрено не более одной страницы и длительность которого составила не более 15 секунд.
Напомню, что по дефолту в Яндекс Метрике и Google Analytics отказом считается просмотр одной страницы, независимо от времени, проведённого пользователем на этой странице (хоть целый день).
То есть включение данного параметра позволяет существенно снизить показатель отказов по Яндекс Метрике за счёт точного лимита времени, в пределах которого посещение считается отказом. Если человек просмотрел одну страницу, но находился на ней более 15 секунд — это отказом уже не считается (при включении данного параметра).
Как включить «Точный показатель отказов» в Яндекс Метрике:
Идём в редактирование счётчика
В следующем окне жмакаем на «Код счётчика»
Далее ставим галку в поле «Точный показатель отказов» и нажимаем «Сохранить» снизу
* Показатель отказов и отслеживание страниц с высоким показателем отказов в Google Analytics
Общий показатель отказов мы видим на главной странице профиля сайта в Google Analytics
Чтобы посмотреть показатель отказов по отдельным страницам, в левом меню выбираем «Содержание» – «Все страницы» и видим перечень страниц сайта, для каждой из которых указан показатель отказов. Анализируем страницы с большим процентом отказов и делаем выводы о том, почему они не нравятся пользователя. Исправляем найденные недочёты.
Чтобы узнать источники трафика, приносящие более всего посетителей с высоким процентом отказов, выбираем в левом меню «Источники трафика» – «Весь трафик» и видим откуда идёт больше всего посетителей с высоким процентом отказов и тоже делаем выводы. Если хотим улучшить показатель отказов – от плохих источников можно отказаться. Скорее всего это не наша ЦА (целевая аудитория).
Теперь мы знаем страницы сайта с большим процентом отказов а так же источники трафика, приносящие потенциально «отказных» посетителей. Такие же сведения можно получить и с помощью Яндекс Метрики.
Видео о поведенческих факторах и их значении:
Отличная статья, много полезного вынес. Посмотрел свой % отказов — он достаточно большой.
много страниц с 100% отказов... которые начинаются как 404.html/...
что делать? может блог не так настроен... и люди не находят что им надо...
Евгений, ну так пройдите сами по этим адресам и посмотрите куда они ведут. Если они ведут на страницу ошибки 404 — разберитесь с битыми урлами и замените их на работающие. Если они ведут на существующие страницы — проанализируйте причины отказов как описано выше и немного обдумав всё это самостоятельно. Посмотрите источники этого трафика — быть может это просто не целевая аудитория.
Google Analytics считает отказом просмотр одной страницы сайта независимо от времени, проведённого на ней пользователем. Поэтому часто этот показатель бывает высок. Скажу честно, я данный скрипт снёс со всех своих сайтов, ибо вопреки заверениям, поисковый отдел гугла имеет доступ к аналитике и использует данные оттуда при ранжировании документов.
Вообще, если сравнивать Яндекс и Google, то получаются вообще разные вещи. Например, по Яндексу на моем сайте процент отказов составляет 19, а вот по Гуглу 84, мне кажется, что разница ощутима и кому верить непонятно. Так и в посещаемости сайта, Гугл всегда преувеличивает это значение, Яндекс ищет золотую середину, а вот liveinternet вообще занижает все показатели настолько, что и представить себе сложно.
Павел, метрика и аналитикс считают отказы совершенно по разному. Если вы поставили галочку в метрике на параметре «точный показатель отказов», то отказом метрика считает посещение одной страницы длительностью не более 15 секунд. Всё что дольше — уже не отказ.
Гугловский аналитикс считает отказом как я понимаю посещение одной страницы сайта вне зависимости от времени нахождения на ней. Хоть целый день.
Счётчик Ли занижает, но я бы не сказал что настолько уж криминально. Судя по моим проектам процентов на 5-10 относительно я метрики.
В данный момент, ставлю небольшой эксперимент по поводу Яндекс.Метрики. Отключил ее напрочь. Посмотрим, как это повлияет на сайт. Последние полгода сайт лихорадит. За время пока выдача Яндекса не обновляется, сайт набирает позиции и посетителей, как только Яша обновит выдачу минус 100-150 человек. Достал просто. Осаживает сайт постоянно. С помощью метрики он получает расширенную статистику по сайту, если Яндекса этого удовольствия лишить, хотя полностью этого сделать не удастся, то хорошо бы посмотреть на сколько уменьшиться лихорадка сайта. Если будет эффект, то следует задуматься о разумности использования этих сервисов до полного становления сайта на ноги, а это произойдет по словам представителей того же Яндекса, только через 3 года. Яндекс полностью отпустит сайт в свободное плавание и развитие, перестав вставлять палки в колеса!
Мне кажется яндекс и так знает всё о поведении пользователей на сайте и без метрики. Хотя если есть какие то подозрения — давно надо было её снять. Многие так и делают и даже не рекомендуют ставить метрику на молодые сайты вообще.
Располагаю информацией, что гугл учитывает показатель отказов. И лучше будет, если странички сайта с показателем 50-50%. Кто готов опровергнуть?
v-kvartiremont.ru, показатель отказов давно учитывается гуглом и яндексом. это и есть один из показателей, которые берутся во внимание при рассчёте ПФ. в отрыве от всего остального показатель отказов ни на что не влияет.
у меня сайт с расписанием движения поездов. в среднем люди просматривают по одной странице, время на сайте — 30 сек, так как сразу находят то что искали. по гуглу это отказ. показатель отказов по аналитикс почти 100%. у меня плохой сайт? не то что не плохой, а это идеальный ПФ для моего сайта. Так что все эти разговоры про 50-50% ...
Хотел поделиться результатами эксперимента по поводу снятия Яндекс.Метрики. Прошло 3 недели, никакие действия по продвижению сайта за этот период не производились, в результате прибавка посещаемости в среднем 200 человек и более лояльное отношение при обновлении выдачи Яндекса.
Павел, большинство действий по seo имеют отложенный результат. То есть например закупили ссылок сегодня а сработали они через какой то период и т.д. Так что говорить о том что увеличение посещаемости и улучшение видимости сайта вызвано именно снятием скрипта метрики можно с большой натяжкой.
Антон, ссылки я вообще не покупал никогда на сайт, все на бесплатной основе, и к тому же ссылочная масса тоже пущена на самотек, за год и три месяца всего 118 внешних ссылок, туда и Dmoz попал и Mail каталог, ну, одним словом все те, которые на первоначальном этапе были. Поэтому, скорее всего дело в метрике.
Павел, я не говорю что дело именно в ссылках, их я привёл просто в качестве примера. У вас стоит статистика Ли и вы можете посмотреть за счёт чего увеличился трафик. Лишних 200 человек стали приходить именно с поиска Яндекса? Может просто какой либо жирный запрос или запросы в топ вылезли?
Антон, все в той же поре, что и было. Это сто пудов метрика. Сезонный спад, тоже тут не причем, на позиции весны сайт вышел еще в начале сентября. Летом никакой оптимизации не проводилось. Внутренняя и внешняя оптимизация была сделана за долго до этого, так что остается всего-лишь предположить, что дело в этом сервисе.
Спасибо за статью. Сайт у меня молодой, яндекс метрика стоит недели 2, google analytics стоял 2 дня. По яндексу процент отказов менее 10%, по гуглу 34%. Яндекс метрика и более удобная и более оптимистичная Убрал гугл аналитику, потому что если действительно эти данные гугл использует, то от этого только минус может быть в поисковой выдаче. Да и данные google analytics искажённые.
я не могу точно сказать использует ли поисковый отдел google данные из google analytics, но я так думаю что да.
Спасибо большое за очень понятную статью!!!
Полезная информация!!!
Интересная статья. Поставил себе Яндекс Метрику, о результатах пока рано говорить. Но предоставленная информация из ЯМ меня очень радует. В грамотных руках ох как эта информация может пригодится, например поднять позиции. В общем полезная вещь, теперь будем уменьшать отказы на сайте!
Не забудьте поставить галку напротив «точный показатель отказов» в яндекс метрике.
Эта галка изначально стояла, даже не пришлось ее специально ставить. Все таки Метрика классная штука. Вижу что с этой страницы зашел человек, посмотрел 5 страниц и время его посещения 6:31 минут. Можно даже кино посмотреть, что и как делал, куда кликал))) Большой глаз теперь следить за каждым посетителем!
Согласен, вебвизор в метрике яндекса неплохая штука. Можно узнать как ведут себя пользователи на сайте и в какую сторону улучшать сайт.
Спасибо за информацию, как раз то, что мне нужно. Вчера зарегистрировалась в Google аналитике, разбираюсь, как «читать» показатели.
Для начинающего аналитикс сложноват, да и функционала лишнего там много. Я бы начал с обычного счётчика ливинтернет или яндекс метрики, их вполне хватает для отслеживания статистики большинства видов сайтов.
Мысль вашу уловил — надо мониторить время нахождения посетителя на странице. И на сайте в целом, и обязательно на странице.
Спасибо за статью!
Илья, желательно это делать и править страницы с большим числом отказов чтобы они отвечали запросам по которым на них приходят посетители.
Спасибо! Очень понравилась статья! Написано очень доходчиво! 5+
Спасибо за статью. Очень полезная информация для моего блога
не за что.
Примечательно, что у одного и того же сайта, в google analinics и яндекс метрике очень разные процент отказов, так как считают они судя по всему по очень разным формулам. У меня в google намного хуже:(
prostolinux, ну так отключите с яндекс метрике «точный показатель отказов» и будет примерно одна картина. как это сделать написано в статье выше.
Добрый день, в начале статьи вы сказали что о том как выявить нецелевые страницы поговорим ниже, но ниже ответа я не нашел. Я увидел только как посмотреть показатель.
Было сказано про выявление нец. страниц в гугл аналитикс. Эта информация присутствует в статье. Читаем внимательнее.
спасибо за статью
Не за что)
в последнее время показатель отказов в яндекс метрике стал ужасно большим около 90%. Раньше был 30-40%. Посмотрите на сайт, что в нем может отпугивать читателей? В вебизоре видно, что человек заходит на страницу, прокручивает и выходит. И так все. вот скрин http://hkar.ru/AJfA
Михаил, да я фиг знает, может цвет поменять зелёный не очень как то.
Да нет не из-за цвета фона, этот шаблон раньше тоже стоял. Ладно, будем надеяться это временное явление.
Да может быть, не знаю, а может метрика косорезит а ей не пользуюсь давно. В ней раньше галка была «точный показатель отказов» не знаю сейчас есть или нет. А если есть то может быть ты её снял просто.
Очень познавательная статья.